161ab.ru

Олдскул - быть или не быть

Пора бы уже покончить с предубеждением против прогресса. Узколобость в любом вопросе — априори «плохо», так почему все старое в рок-музыке называется «олдскульным»?

Не спорю, Лед Зеппелин, Пинк Флойд и Дип Пёрпл никогда не померкнут на небосклоне, как и добрая сотня их коллег. Но это ведь не повод их слепо копировать? Цитируя незабвенного Шелдона Ли Купера: «Сколько раз вам объяснять? Нельзя просто налепить ярлык «старинное» и думать, что и так сойдет!» То есть, нельзя просто копировать «зубров» и надеяться на признание и успех.

Почему?

А потому что вот это все, что для нас ретро и олдскул, для того времени было ново и революционно. Потому народ и «тащился» от них, что тогда, что сейчас. Современному поколению любовь к старым группам прививают старшие, но это медвежья услуга. Одними записями жив не будешь, а Ту Самую концертную энергетику молодняку не испытать: иных уж нет, а те далече. Вот и выходит, что по большому счету молодняк любит олдскул «заочно», не знаю толком почему. А там недалеко и до попыток переиграть.

Когда играешь по студийной записи, ты можешь скопировать все, до последней мелочи: партии, темп, ритмику, все такое. Но никогда, никогда не получится поймать «дух эпохи» без концерта. Когда видишь их отдачу, их улыбки после песен, фирменные жесты, движение на сцене... Начни расписывать все это — и ты увидишь просто группу. Посмотри на это как зритель — и ты не сможешь стоять на месте.

Рок-отрыв — это не то, что можно измерить. Не существует приборов и шкал для замера драйва команды. Зато есть зрители.

Так вот, к чему это я. Если уж тебе, юный прыщавый друг, хочется играть старые вещи в своей мега-круто-зашибической группе «Член & вредительство», то будь так любезен, прояви уважение к классике, - хотя бы видео с концертов посмотри. И проникнись.

Почему я такой сноб? Потому что прихожу на концерт и слышу какофонию страшной силы, по ошибке принимаемую группой за музыку. Если они говорят, что это — песня собственного сочинения, я попытаюсь даже найти в этом мелодику\смысл\ценность для мирового пролетариата, но если ЭТО называется «Highway to hell» или, не дай скотч, истерзанный насмерть «Enter sandman», у меня в глазах темнеет, а рука готовится напечатать вердикт «Фтопку». Не то чтобы я против молодых команд. Совсем нет :) Я только за, иначе некого будет критиковать. Всегда готов ответить на вопросы, стараюсь в разговоре с молодыми исполнителями не быть излишне резким в суждениях и т. п. («и тому подобное», а не «тупые пёзды», как тут многие подумали). Все так, но... Если уж вы решили выйти с кавером на сцену, то исполните его достойно!

Предвкушаю массовый ор на тему «А я музыкант, я ТАК ВИЖУ»! Заранее предупреждаю: я не окулист. Я слушаю музыку на концерте. И когда группа играет те ноты, которые надо, но невпопад и вразнобой, это не «авторское видение материала», не иное восприятие реальности. Это называется «кривые руки», простите конечно.

Все вышесказанное не относится к тем людям, которые в самом деле переиначивают песню на свой лад. Кавер-версией песни называется как раз такая «перепевка», без слепого повторения. В переработанной версии песни чувствуется, не побоюсь громкого слова, любовь к наследию рок-легенд. Такие песни мне по душе, и к группам подобным я буду относиться соответственно с большей симпатией. Но мы отклонились от темы.

Проблема ростовской рок-музыки, на мой взгляд, в некоторой зашоренности. То, что возрастные команды держатся своего стиля, понятно. Они на нем заработали поклонников и имя. А вот почему молодые стадом баранов идут за стариками? Давно на сцене не появлялись люди, которые заставили бы удивленно посмотреть и заинтересованно подойти к сцене, а? Все время говорим про них: «второй Иллидианс», «подражатели Линкин Парк», «убийцы(т.е. скорее убитые) Мегадэт»... Где молодые таланты? Где оригинальность? Где, пся крев, драгунские танцы на столах?

Скучно. Дамы и господа, прекратите быть не оригинальными. Рок-тусовка славна сумасбродами, отвязными молодыми психами, а не бессловесным стадом с овечьими глазами. Отбросьте каноны. Старые догмы уже слишком стары, ни к чему им следовать. Нас ведь не зря боялись и боятся власти и домохозяйки. Рокеры — бунтари, с этой ассоциацией уже ничего не сделать. Не надо признавать авторитеты, не надо гонять тот-самый-квадрат по пятсот раз в час, ничего не надо! Делайте музыку, а не продукт. Не бойтесь экспериментировать, расширяйте рамки (и не ешьте желтый снег). Тогда будет ништяк, тогда можно будет ходить в клубы и звать туда друзей не только по большим праздникам, а чтобы просто потусоваться. Ведь гораздо приятнее прийти и послушать хорошую новую музыку, чем опять, в очередной раз, переслушивать вконец опопсевших корифеев и их подражателей, верно? Вот и я про то. Народ потянется. А музыканту публика в зале дорога, как никому больше. 

Ничего этого сейчас в Ростове нет. Мы наблюдаем в клубах все тех же изо дня в день, 20-30 человек, которые в зале по большому счету просто теряются, их не видно. Музыканты думают, что это их вина (они отчасти правы), и берутся за «старый материал». Публика, жаждавшая чего-то нового и интересного, снова разочарована и перестает ходить на концерты. Замкнутый круг. Выбраться из него можно оглушительно громким выступлением, на котором те немногие, кто будет в зале, не будут скучать. Ну а дальше — все в ваших руках.

И еще раз, контрольный в мозг — прекращайте слепо копировать. Лучше оригинала все равно не получится.

© Казаф

Статьи